На рубеже XIX-XX веков люди заинтересовались возможностью чувств выходить за рамки привычного восприятия. Некоторые люди имеют любопытную особенность: одни «видят» звук, другие «слышат» цвет! Иногда с цветами у них ассоциируются ноты. Этот феномен считается когнитивным нарушением и называется «синестезия». Это явление, при котором сигнал от одного органа чувств соединяется с сигналом от другого. Звучит довольно фантастически, но это не психическое расстройство :)
Когда мы рождаемся, все части нашего мозга соединены между собой. Со временем какие-то связи обрезаются, и возникает характерная модулярная структура нашего мозга. Но если в гене, который обрезает эти связи, происходит мутация, возникает аномальная связь между участками мозга: между числовой и цветовой или цветовой и звуковой. Так и возникает синестезия!
Музыкантов, художников, писателей и поэтов объединяет метафорическое мышление, способность связывать, казалось бы, не относящиеся друг к другу предметы. Cреди синестетов творческих людей примерно в 8 раз больше, чем среди обычных. Среди современных музыкантов их особенно много: Билли Айлиш, Алессия Кара, Остен Найт, Патрик Стамп, Брендон Ури
Нейрофизиологи из Оксфорда доказали, что синестезия гарантирует ее носителю особый и более глубокий взгляд на мир. Примеры тому - композитор Скрябин и мнемоник Шерешевский.
Александр Скрябин был первым синестетиком от академической школы. Он считается автором первой научной концепции синтеза света и звука, которую он воплотил в жизнь в своём произведении «Прометей» 1910 года. Другое название композиции — «Поэма огня». Впервые в истории в музыкальной партитуре было прописано световое сопровождение. Правда, когда Скрябин писал симфонию, технические возможности цветомузыкальной аппаратуры были весьма ограничены. Сейчас тот самый аппарат, с помощью которого исполняли «Поэму огня», находится в музее Скрябина, и на нём можно поиграть.
Ничего большего на тот момент, к сожалению, изобрести не могли. Но Скрябин понимал, что у направления огромное будущее и придут времена, когда технологии позволят не просто механически нажимать на кнопочки и зажигать лампочки, а цвета будут меняться сами собой, в соответствии с мелодией.
Позже это действительно стало модной темой, особенно в годы позднего СССР. Пионером в области цветомузыкальных исследований стал Булат Галеев - глава научно-исследовательского института экспериментальной эстетики «Прометей» названного в честь того самого произведения. Галеев не писал музыку, он был человеком науки и занимался только светом и синтезом света и музыки, но его жена была талантливейшей исполнительницей на фортепиано. Она играла Скрябина, а он воплощал идеи великого композитора. Это был союз музыканта и инженера, целый культурный феномен!
В современном мире почти в каждой умной колонке есть цветомузыка, и сценические шоу-технологии - это тоже она. Всё работает по похожим схемам, пусть и куда более сложным и продвинутым. А цветоживопись, которая создаётся при помощи графики, переняла от первых цветомузыкальных приборов саму идею.